В марте 2022 года по
плану МАОУ ДПО ЦИТ прошел городской семинар «Особенности организации и
проведения профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ в общеобразовательном
учреждении».
Первая серьёзная
жизненная проблема, с которой сталкиваются учащиеся – выбор будущей профессии.
Особенно актуальна она для выпускников с ОВЗ. Таким детям сложнее осуществлять
этот выбор в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями,
нежеланием многих работодателей брать на работу людей с ОВЗ. Самостоятельно
довольно трудно сориентироваться в таком огромном в мире профессий. Проведение
профориентационной работы в школе поможет учащимся сориентироваться и сделать
правильный выбор, соответствующий индивидуальным способностям и возможностям.
Методический
инструментарий для осуществления профессиональной диагностики должен быть
адекватен уровню развития и особенностям здоровья подростка. При выборе
профессии необходимо учитывать его типологические и индивидуально-личностные
особенности, а также перспективы развития.
Важной задачей
комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ
профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их
возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
из-за ограничений в
познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о
видах профессиональной деятельности;
ориентация на
получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой
конкуренции на рынке труда;
составление профпланов
затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений,
позволяющих получить избранную профессию.
Учитывая эти
особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам,
склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным
состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток
должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной
деятельности.
Подводя итоги
рассмотрения проблемы комплексного подхода к профориентации подростков с ОВЗ,
можно сделать следующие выводы:
целенаправленную
профориентационную работу с детьми, имеющими ОВЗ, следует проводить начиная со
старшего дошкольного возраста. Эта деятельность должна включать в себя широкое
профессиональное информирование, основанное на сюжетно-ролевых играх;
профессиональное
ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот
процесс различных специалистов и родителей;
методический инструментарий
для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию,
должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ;
важно на протяжении
всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого
ребенка в соответствии с его возможностями;
на основе
корректировки профессиональных планов целесообразно проводить
психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для
овладения той или иной профессией.
Мы выбрали эту тему не
случайно. Проблема профессионального самоопределения для выпускников
с ограниченными возможностями здоровья актуальна. Смысл профориентационной
работы заключается в том, чтобы помочь детям с ОВЗ и их родителям правильно и
своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не
ошибиться в выборе будущего.
Педагогический
коллектив МБУ «Школа № 62» уже несколько лет сотрудничает с Тольяттинским
социально-экономическим колледжем». Как эта работа ведется в образовательной
организации, кто помогает детям в выборе профессии поделились педагоги школы.
1.«Профессиональное самоопределение учащихся с ЗПР как условие успешной
социализации в обществе», Елизарова Нина Васильевна, методист МАОУ ДПО
ЦИТ.
2. «Рольобразовательной организации в обеспечении адекватного профессиональногосамоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Черкасова
Марина Анатольевна, заместитель директора по УВРМБУ «Школа № 62».
3. «Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся сограниченными возможностями здоровья», Афанасьева Виктория Александровна, учитель начальных классов МБУ «Школа № 62».
4. «Профессиональная ориентация детей с ЗПР на уроках технологии», Кислицина
Наталья Владимировна, учитель технологии МБУ «Школа № 62».
5. «Роль классного руководителя в профессиональном определении обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья», Мазур Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы, классный руководитель
специального (коррекционного) класса МБУ «Школа № 62».
6. «Социальное партнерство как инструмент профориентационной работы собучающимися с ОВЗ», Горолатова Татьяна Семеновна, руководитель РЦПО ГБПОУ
«Тольяттинский социально-экономический колледж».
Запись мероприятия вы найдете здесь: https://cloud.mail.ru/stock/8jD62T9mQpNYLxGmYjYs3UaJ
Комментариев нет:
Отправить комментарий